?

Log in

Жанровое своеобразие - Искусство беглости пальцев [entries|archive|friends|userinfo]
morgensterner

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Жанровое своеобразие [Jan. 9th, 2013|05:05 pm]
morgensterner
[Tags|, , , , ]

     Horror-movie может быть успешен и популярен только в двух случаях: если культура ужасов свойственна той аудитории, стране или публике которая этот фильм смотрит или если он создается в успешном, комфортном буржуазном даже обществе - ведь так приятно немножко попугаться, зная, что за дверьми кинотеатра тебя ждет комфортный и спокойный мир. Именно этим обусловлен, как мне кажется, успех этого достойного жанра в США, Европе и Японии (у японцев еще накладывается своя собственная культура ужасов и страшилок). Неуспех же в каждом случае объясняется разными причинами. Напишу о том, что мне ближе и понятнее - о России.

     Жанр ужасов не свойственен русской культуре - это довольно легко заметить, если вспомнить литературные произведения. Разнообразный фольклор, страшные сказочки, зубастые Кощеи и тому подобное - не очень хороший пример, это про другое, к тому же я веду речь скорее про литературную традицию. У нас не было своего Эдгара По и готической литературы тоже считай что не было. Гоголевский "Вий" и другие рассказы из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" - скорее исключение, подтверждающее правило. К тому же, в целом, это все больше похоже на переработку сюжетов свойственных украинскому фольклору. А более поздние вещи - типа повестей "Нос" или "Шинель" - это литература абсурда высокого класса, но не будем же мы и Кафку записывать в мастера хоррора. Были еще отдельные попытки, вроде повести "Упырь", но в целом, это все были отдельные эксперименты.

Носферату

     Причин этому несколько. У нас в России как-то не очень сложилось с чинным, благоустроенным буржуазным обществом. Если у вас есть подобные иллюзии, то немедленно отказывайтесь от них. Достаточно пройтись по улицам родного города, поездить в метро, зайти в бюрократические учреждения, иногда - даже просто выглянуть в окно - и они уже начинают развеиваться. На улицах страшно, там злые, недобрые люди, грязные тротуары и толпы нелегальных мигрантов, плохо понимающих по-русски. А список новостей, начинающихся со слов "полицейский убил/застрелил/напал..." точно невозможно дочитать и до середины. Какие уж тут ужасы, не до них как-то, тут бы выжить.

Caligari_1920_still_02

      И если уж на то пошло, то русский хоррор - это не про зомби, не про вампиров и упырей, не про маньяков с раздвоением личности, жестоко убивающих заезжих обывателей.Русский ужас - это про государство. Ну правда, какие уж тут зомби, когда есть бунинские Окаянные дни, где вся трагедия, весь народный страх обваливается на тебя сухой формой дневниковой записи? Здесь вешают, бьют, расстреливают над клозетом (чисто из утилитарных соображений, чтоб брызг крови поменьше было). Газетные статьи про величие революции, вперемешку со списком расстрелянных до обеда, а фоном к этому - горящие деревни и народ-богоносец, занятый уничтожением церквей. Вот оно безумие и страх, в чистой, неприкрытой ничем форме.

      Какие вампиры и оборотни, какие страшные злодеи, могут сравниться с демонами ледяного колымского ада, описанного Варламом Шаламовым. Правильно, никакие. История ежедневной подлости и обмана, обыденность зла, и все это балансирует на грани жизни и смерти. Строгий, даже сухой стиль изложения пугает еще больше. Бессмысленная и банальная смерть - от этого становится жутко.

ussr-11
Вот он русский ужас, на стадии зарождения. Фотография Петра Оцупа, 1917 год.

      Поэтому, каждый раз когда я слышу новости об очередном русском фильме ужасов, снятом по всем канонам жанра, а потом читаю скорбные интервью режиссеров и продюсеров о причинах провала - я не удивляюсь. На то чтобы привить новый жанр обычно уходят многие года - можно вспомнить как долго усваивался в России жанр романа до того как был достигнут успех, а мастерство было отточено до совершенства. А этого пока не произошло. И если хочется испугаться гораздо проще пройтись по какой-нибудь страшной промзоне - право, пострашнее будет.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: mutantkhamon
2013-01-09 02:05 pm (UTC)
Уй, какую хорошую тему подняли!
И всё правильно: "Русский ужас - это про государство." В горьковском "Детстве" ужаса больше, чем во всём Стивене Кинге. У нас запредельное не равно иррациональному, а обыденное вспарывает бытие, как шило мешок.

Впрочем, один хороший наш фильм ужасов я знаю. Это "Гонгофер" Луцика и Саморядова. Там как раз схвачен ужас наших ночных подъездов.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: morgensterner
2013-01-09 02:10 pm (UTC)
О.
А я его не смотрел. Надо бы исправить такое досадное недоразумение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutantkhamon
2013-01-09 03:08 pm (UTC)
Этих ребят всё надо смотреть: "Дети чугунных богов", "Окраина", "Дюба-дюба".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: strogaya_anna
2013-01-09 02:12 pm (UTC)
ну вот я с одной стороны согласна, а с другой - в англии тоже было страшновато - безработица, нищета, и т.д.
думаю, дело не только в этом, а в мощной фольклорной традиции и в замысловатой средневековой литературе, с ее чудесами и превращениями, которой у нас не было ((
м?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: morgensterner
2013-01-09 02:20 pm (UTC)
ну я не спорю, я ведь и говорю про составляющую культуры)
Наш-то фольклор, супротив английского все-таки победнее будет. И не так, как мне кажется, обиходен и распространен, чтобы шутки про него считывались и считались удобоваримыми.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: strogaya_anna
2013-01-09 02:21 pm (UTC)
да, наш фольклор до литературы не дожил, весь ушел в поговорки
а все остальное написали профессора филфака ЛГУ году в 30 ))
так что какой там хоррор )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: morgensterner
2013-01-09 02:27 pm (UTC)
Ну жизнь профессора филфака ЛГУ в 1930-е тот ещё хоррор, на самом деле...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: strogaya_anna
2013-01-09 02:29 pm (UTC)
скажем так, в Ленинграде, в 30-х было...свежо и бодро )
всем
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutantkhamon
2013-01-09 03:05 pm (UTC)
Ой, тут главное шлюзы не открыть, потом не заткнёте:)
Тема глыбкая.
Во-первых, английский фольклор - корни теряются во мгле веков, не прерываясь при этом. Мы - в то же время, отрезаны были от фольклора со времён Петра, как дети от своих даймонов в "Золотом компасе" Пулмана. Во-вторых, конечно, нельзя не учитывать, что сама традиция пришла к нам в рамках романтизма, изрядно сдобренного немцами, Гофманом и прочими, которым чуждо было английское чувство иррационального. Я до сих пор с содроганием вспоминаю "Остров Борнгольм" Карамзина:)
Впрочем, думаю, и Гоголь и Толстой прекрасно разрабатывали тему и только белинские с писаревыми им помешали. Общество было не готово воспринимать ужасное фантастическое в то время, как ужасное реальное заполняло всё вокруг.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: strogaya_anna
2013-01-09 03:09 pm (UTC)
да, фольклористику нам хорошо читали, и я эту тему изучала как могла, так что того, в курсе, а Егору Проппа любимого читала в 5 лет на ночь , честно ))
тема глубокая и широкая, да, хочу про нее думать (а некогда ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutantkhamon
2013-01-09 03:27 pm (UTC)
Нам фольклористику давали в основном казачью - я её тщательно избегал. Все эти заплачки да свадебные стенания - бред сивой кобылы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: strogaya_anna
2013-01-09 03:29 pm (UTC)
не, у нас очень интересно было, мы не только русскую изучали, а европейскую тоже
и я это дело люблю, кстати, и русские сказки (не адаптированные - там страшненько, если не для ляляток)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutantkhamon
2013-01-09 03:34 pm (UTC)
Опять-таки, никуда дальше филологов это не ушло, вот в чём проблема. Исследователи описывали фольклор как сторонние наблюдатели, попытки же серебряного века впитать и ввести фолькллор русский в литературу были уничтожены советской властью. И мне сейчас рассказывают о любви к родине и патриотизме!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: strogaya_anna
2013-01-09 03:36 pm (UTC)
да, церковь не очень поощряла в принципе весь этот фольклор, запрещала и не давала записывать, так что то, что дошло таки - это да, филологически-культурологическая забава...
а жаль
чую, там тоже было интересненько
может, не так, как у кельтов всяких, но ...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: morgensterner
2013-01-09 03:12 pm (UTC)
Вообще, чем дальше, тем больше убеждаюсь, что Белинский был какой-то совершенно демонический персонаж, с маниакальной вот этой тягой к социальному, отрицая все остальное. И вообще, вся его жизнь какая-то крайность, постоянное хождение над пропастью.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutantkhamon
2013-01-09 03:18 pm (UTC)
Само наличие такой крайности - уже симптом. Белинский считал, что то место, где он стоит - и есть литература.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: morgensterner
2013-01-09 03:23 pm (UTC)
Трагичная ошибка
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutantkhamon
2013-01-09 03:30 pm (UTC)
Трагичность в том, что он сумел убедить в этом целое поколение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: morgensterner
2013-01-09 03:35 pm (UTC)
Да, соглашусь. До сих пор никак от этого наследия не отделаемся
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: strogaya_anna
2013-01-09 03:37 pm (UTC)
имя Виссарион хоть в имени, хоть в отчестве, хоть в фамилии - оно тоже симптом, как по мне )
как и Васисуалий
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: morgensterner
2013-01-09 03:40 pm (UTC)
ну он-то не виноват, что ему такое выдали
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: strogaya_anna
2013-01-09 03:42 pm (UTC)
конечно, не виноват!
в том-то и смысл!
выбранные лично имена - это все про самомнение и тщеславие, ложные отражения в ложных зеркалах, а истинное имя - это судьба
выдали такое - значит, надо было )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutantkhamon
2013-01-09 03:53 pm (UTC)
Вот согласен абсолютно!
Метафизика русских имён - ещё та тема!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rusairo
2013-01-09 06:00 pm (UTC)
Ужас - когда человек перестает быть человеком.
Неспроста слово, обозначающее полную катастрофу, у французов называется Berezina. До сих пор. Такая вот прививка от ужаса. Раз, - и на 200 лет.

А мы себе такие прививки почаще ставим.
(Reply) (Thread)